Мазок у мужчин
Мазок у мужчин. Что находят? Чем промывают и почему так больно сходить в туалет после мазка?
Мазок, что у мужчин, что у женщин (любой мазок) – это одна и та же процедура. По старинке мы называем это слово мазок. Что раньше из себя представлял мазок? Мы брали ложечку Фолькмана (ложечка Фолькмана – это такой инструмент, маленькая такая ложечка), и проводили ею по уретре. Она соскабливала какие-то выделения. Потом мы эти выделения на стеклышко сбрасывали. И вот то, что мы смазывала, то и переносили на стеклышко, и это называлось словом мазок. Так он по старинке и продолжает называться словом мазок, хотя на самом деле вот эти ершики, которые вы так не любите, это зонды урогенитальные, современные оборудования для того, чтобы взять этот мазок. Они не мазок берут, они берут соскоб. Почему? Вот этот ершик, он на конце мелкой-мелкой щетинкой снабжен, и эта щетинка, когда она проходит по эпителию мочеиспускательного канала, она как бы немного сдирает эпителий. И сейчас вся современная лабораторная диагностика построена на том, чтобы посмотреть то, что находится между клетками (это, как правило, лейкоциты или флора какая-то, и сколько их, и какая), и то, что находится внутри клетки (внутри клетки у нас могут содержаться гонококки, хламидии и так далее).
Следующий момент. Когда мы берем просто мазок, у нас эпителий попадает не всегда в мазок (в стеклопрепарат) или в недостаточном количестве. Ершик, благодаря тому, что он кусочек уретры как бы соскоблил, он сообщает этот микропрепарат достаточно эпителия для того, чтобы произвести качественную диагностику. То есть это нужно для того, чтобы мы максимально информативно посмотрели ваш материал. Это в ваших интересах – сделать такой именно соскоб. Вот для чего мы используем ершик, и вот почему так больно потом пописать, потому что мы как бы чуть-чуть царапнули мочеиспускательный канал в том месте, где ершик коснулся вашей уретры.
Чем промывают? Смотря, какую цель преследует перед собой промывание. Раньше в кожвендиспансерах, когда речь шла о гонококковом уретрите, очень любили AgNO₃. Это нитрат серебра 0,25%, то есть это раствор серебра, которым промывалась уретра. Это очень эффективное средство для лечения гонококкового уретрита и вообще для не гонококкового, хламидийного и не хламидийного уретрита, то есть для уретрита различной этиологии. Почему? Потому что серебро способствует тому, чтобы эпителий быстро слущивался и на его место, пока он слущивается (вы антибиотик принимаете) на его место нарастает новый эпителий, а он уже здоровый эпителий. А для чего нам нужно, чтобы эпителий слущивался? Все по той же самой причине – гонококк и хламидия, они живут внутри клеток. То есть механически эпителий удалили, и то, что выросло, оно выросло уже без хламидий, потому что вы антибиотики сейчас принимаете. То есть вот этот AgNO₃ как бы обжигал уретру, и уретра освобождалась от своего эпителия, и то, что там нарастало, это был здоровый эпителий. Назначалась серия таких промываний, как правило, 10 штук, и вы через день ходили на эти промывания, правильно принимали антибиотики. И это очень хорошее лечение было и есть, потому что благодаря этому лечению механически тот эпителий, который мог содержать те же хламидии, он от них освобождался. То есть речь о какой-то непролеченной, недолеченной инфекции, каких-то там элементарных тел, которые недоступны для антибиотикотерапии, у хламидии могут остаться и пережить это лечение, и потом опять когда-то там в далеком будущем активизироваться. Об этом речь не шла.
Сейчас это редко уже применяют, потому что сложно по рецепту заказать этот препарат, потому что пациентам больно и потому что в кожвендиспансеры люди ходят редко. А в частной медицине этот препарат достать очень сложно. Иногда используют «Протаргол» – это более мягкий препарат серебра. Поэтому при промывании «Протарголом» нет таких ощущений болезненных при мочеиспускании, но и эффекта такого оглушительного как при нитрате серебра тоже нет.
Чем пользуемся мы? Нитратом серебра не пользуюсь, «Протарголом», серебряным раствором не пользуюсь. Пользуемся мы антисептиками – это хлоргексидин биглюконат, это «Метрогил», это «Диоксидин» 1% или 0,5% для промывания мочеиспускательного канала. Иногда в эти растворы мы добавляем интерферон для того, чтобы местнозащитные свойства инициировать, стимулировать, поднимать иммунитет, выражаясь бытовым языком. То есть используются, грубо говоря, антисептики в разных комбинациях. Для чего нам это нужно? Антисептики – это очень хороший способ довести лечение до места назначения. То есть, грубо говоря, выпил человек антибиотик, он всосался из пищеварительного тракта, и начал циркулировать по всей крови и по всему организму. А нам нужно, чтобы он не по всему организму циркулировал. Руки, ноги, желудок нас мало интересуют, нам надо, чтобы он пришел в органы малого таза, именно в то место, которое болеет. А болеет у нас мочеиспускательный канал. Вот в него мы и сообщаем антисептический раствор, чтобы еще изнутри промыть. И подход в данном случае к лечению будет как к гнойной ране. То есть в хирургический стационар кто когда-нибудь попадал даже с незначительными какими-то нарушениями типа какого-нибудь карбункула вскрытого, промывают всегда хирургическую рану до чистых промывных вод. Вот туда антисептик заливают и заливают, заливают и заливают – до тех пор, пока рана не очищается, не начинается заживать. И, соответственно, подход при лечении уретритов к мочеиспускательному каналу будет как к гнойной ране. То есь мы промываем этим антисептиком до тех пор, пока уретра не очищается от всяких там слепков, сгустков, лейкоцитов, слизи, эпителия, бактерий, которые там внутри содержатся, и не начинает заживать.
Что может содержаться? Что мы там хотим вообще промыть? Уретра, она на самом деле, не гладкая труба как водопроводная труба или как трубочка, через которую мы сочок пьем. Уретру можно сравнить с женским чулком, когда он снят с ноги. Вот такая вот уретра мужская. Когда член в состоянии эрекции, она немножко распрямляется, сужается. То есть слизистая, она складчатая. В этих складочках слизистой могут содержаться железки, которые могут быть закупорены микробами, остатками продуктов их жизнедеятельности, лейкоцитами, слизью, эпителием слущенным, который микробы используют в качестве питательного субстрата и так далее. Она вся какая в пробочках, вся в очажках хронической инфекции. И когда мы промываем на местном лечении мочеиспускательный канал специальным раствором, то мы добиваемся того, чтобы механически убрать вот эти очаги, где могут содержаться бактерии, где могут содержаться лейкоциты, – а это все очаг хронического воспаления, которое инициирует иммунное воспаление. То есть это очень хорошо помогает основному лечению, антибиотикотерапии, и достигает наших целей вылечить пациента навсегда, а не просто полечить на какое-то время, чтобы ему полегчало, а потом чтобы он опять пришел к врачу.
Поэтому лечение наше очень полезное, очень хорошее, настроенное на долгосрочную перспективу вашего здоровья и очень вам помогает.