Развод. Генеалогический инцест
Дорогие мои, множество непонятных слов в заглавии обещают вам интригу их раскрытия.
Слово развод вы не найдете в словаре Даля. В его времена если и существовал «развод», то это был развод караулов или лошадей по определенному периметру.
«Развод», как разделение супругов для придания им статуса свободных друг от друга, от брачных уз людей, появился намного позже.
И в этом очень много хорошего!
Во-первых, если существуют разводы, значит, существует и любовь. Ведь если бы не любовь, то в мире царило бы равнодушие, и люди бы инерционно жили в браке, выполняя свои общественные роли: мамонты, похлебки…
Во-вторых, сам факт существования развода иллюстрирует завершение целей брака.
Представьте себе, что Мосфильм планирует снимать сцены Бородинского сражения в чистом поле. Под эти цели строятся дороги, окопы, землянки, расставляются орудия, строения полевой кухни, съемочная площадка, завозится бутафорская и съемочная техника, разворачиваются походные костюмерные.
В общем, в пустыне расцветает город сад, и на какой-то период пустыня оживает.
Когда же цели достигнуты, то режиссер торжественно произносит: «Стоп, снято! Всем спасибо, все свободны». Технические работники демонтируют строения, разбирают технику, люди, бывшие близкими друг другу во время экспедиции, возвращаются в свои жизни.
С чем они возвращаются? С жизненным опытом, достижениями работы в этой картине и гонораром.
Как видите, это полная иллюстрация семейной жизни.
Два человека создают семью из ничего. У них нет собственных вилок и ложек, простыней и телевизора, детей, кошек, кредитов. Они соединяются, развивают колоссальную суету по разведению и обеспечению социальных связей. Затем, когда цели брака завершаются, демонтируются социальные связи, экспедиция заканчивается, и ее участники разъезжаются по своим жизням, увозя с собой уроки жизненного опыта, достижения смыслов и гонорары ценных уроков.
Жаль только, что в семейной жизни никто не встанет посреди семейной разборки и пафосно в рупор не произнесет: «Всем спасибо, все свободны». Приходится доходить до этого самим и подводить итоги самостоятельно.
Посреди пустыни разбили лагерь, завели семейную ячейку. Ячейка открывается под разные цели. Это может быть и часто бывает рождение детей, освоение плодов сада земной любви, достижение социального успеха, укрепление духовных сил и т.д. А когда цели достигнуты, ячейка закрывается, и открывается новая.
Как часто мы наблюдаем, что вот у женщины была цель в браке рождение, сопровождение и становление детей. Она эту цель достигает, и начинается кризис, заканчивающийся разводом. Недальновидные аналитики говорят: «Это она не пережила кризис пустого гнезда, надо было раньше новые интересы заводить, надо было потерпеть, надо было к мужу обратиться и в любовь вдариться, надо было то, надо было се». А она вам ответит: «Да к какому мужу! Жили ради детей! Проблемы уже давно были! И измены, и унижение, и много чего». А тут дети выросли, и понеслось. Развод.
Думаете, развод плохой? Нет! Он закономерный! Ну, если этот брак создавался под определенные цели, которые достигнуты, то что же здесь горевать? Король умер, да здравствует король! Скорее открывайте в себе цели, которых еще не успели достичь в жизни и ищите партнеров для достижения эти новых целей. Например, вы вырастили детей. Это очень хорошо! А земную любовь вы пережили? Нет? Вот вам и новая цель!
Итак, что такое развод мы поняли, давайте двигаться дальше в нашем сборнике непонятных слов.
Теперь начнем с конца. Там у нас инцест. Звучит запредельно неприятно, хуже, чем убийство. Потому что убийство совершает убийца «где-то там»: в детективных фильмах, криминальных хрониках, и преступник – почти всегда злодей, чужой, незнакомый человек.
А инцест совершается в уютных и безопасных условиях родной квартиры людьми, которым безоговорочно доверяешь и не ждешь от них никакого предательства.
Поэтому, когда мы слышим «инцест», то воспринимаем это слово столь болезненно. Инцест – это вероломное предательство любви и веры.
А что это такое? Как переводится это слово?
Инцест – это половая связь между родственниками.
Этот термин знаком нам еще из социобиологии, которая успокоительно доносит до нас, что животные и люди имею врожденное табу на инцест в интересах видового разнообразия. Как-то так выработалось «само по себе», что многие высшие животные и люди, как их представители, имеют встроенную программу, запрещающую инцест. И это настолько обнадеживает, что в большинстве законодательств развитых стран, включая нашу, вы не найдете статьи за инцест. За насилие, развратные действия, педофилию статья есть, а за инцест нет. Вот произошел инцест в семье, в лучшем случае, если речь идет о несовершеннолетнем ребенке, кто-то получит статью за совращение малолетних. Но не за инцест. В общем-то, если биологи и юристы говорят, что инцеста нет, его вроде бы как и правда нет.
А что говорит нам жизненный опыт и здравый смысл?
Например, психоаналитики давно открыли, что каждый человек получает опыт запрета на инцест. Буквально, мы не рождаемся с пониманием того, что с родственником «нельзя». Мы это усваиваем в процессе взросления. И опыт этот весьма болезненный.
Каждый ребенок проходит стадию инцестуозного влечения к собственным родителям. Если вам это коробит слух, не читайте, но это действительно так. Вот представьте себе младенца. Все, что он знает из опыта как «хорошего» и «приятного», связано с тесным телесным контактом с родителями. Особенно с мамой. Сосание, мытье, массаж, тесные объятья. Не возражайте. Это действительно приятно. Приходит папа, и своими сильными руками подбрасывает, крутит в разные стороны, весело тузит. Потом малыш засыпает, мама гладит его по спинке, по головке, нежно убаюкивая. Это самый восхитительный эротический опыт, который усваивает человек.
В определенном периоде, связанном с развитием и разрешением эдипова комплекса, как раз и усваивается инцестуозный запрет. Не спрашивайте меня на страницах этой книги, как это происходит, ведь чтобы объяснить вам, мне придется пересказать измышления моих коллег психоаналитиков. Но если кратко, то это связано с развитием идентичности. Например, мальчик мечтает любить маму, как папа, но папа очевидно сильнее и больше, поэтому, чтобы тоже стать большим и сильным, мальчик сначала стремиться стать таким же как папа, а затем получает зрелый эротический опыт, не связанный с мамой.
Поэтому инцест знаком каждому из нас и преодолен каждым из нас.
Но не настолько успешно, как это хотелось бы видеть оптимистичным психоаналитикам. Многие люди так и живут с инцестуозными влечениями всю жизнь, умудряясь даже попробовать ни один брак и родить ни одного ребенка. Это все сложные запутанные психоаналитические кейсы, инцестуозные тенденции в которых неочевидны и спорны.
Речь здесь пойдет об бесспорных вещах, которые точно можно назвать инцестом без каких-либо абстрактных допущений. Вот когда есть неосознаваемое влечение, или какая-то пусть осознаваемая, но на всю жизнь тайная мечта – это еще не инцест. А вот когда родственник с родственником – это уже оно. Это уже инцест.
Инцесты бывают двух видов: кровосмесительные и генеалогические. Чтобы помочь людям разобраться, когда и с кем можно, а когда нельзя, существовали настольные книги священников, в которых четко было прописано, кого нельзя венчать: кровных родственников до четырехюродного родства и родственников родственников (С.В. Булгаков, Настольная книга священника). В этих указаниях заложен не столько запрет, сколько вековая традиция, основанная на народной мудрости.
Ну, допустим, кровных родственников венчать нельзя. Про биологию с ее видовым разнообразием и генетическими аномалиями все давно забыли, но что родственникам жениться нехорошо – это все понимают на уровне инстинкта. Бррр. Нельзя.
А почему родственников родственников венчать нельзя? Почему, когда два брата и две сестры между собой поженились, то это называется генеалогический инцест? Потому что как и у кровосмесительного инцеста, так и у генеалогического последствия могут быть такими же плачевными.
Если происходит инцест, значит, психические законы личности дают сбой. Отношения, которые должны складываться как «невинные», носят нездоровый оттенок и источают неприятный запашок. Доверие, возможность телесных контактов, вероятность принуждения одного к сексуальным отношениям другого рассматриваются уже под другим углом зрения и с учетом других мотиваций.
Ну, а теперь пора нам с вами приступить к третьему «непонятному» слову. Что такое «генеалогический»? Я только что упомянула, что это, например, женатые брат с сестрой женатых брата и сестры. Но только ли?
Дело в том, что если мы попробуем (а это очень просто) построить любое генеалогическое древо, то увидим одну простую вещь. К древу относится все, что относится к нашей жизни вне зависимости от того, связано оно с вами кровными узами или нет.
Нарисуйте каждый свое древо до такого момента, до которого позволяет информация и память. Вы увидите, что чужие люди становятся кровными вашими родственниками, приемные отцы и матери включаются в семейно-родственную систему.
Сегодня уже подзабыли, что институт «мачех» и «отчимов» был крайне распространен еще 100 лет назад. Если каждая седьмая женщина умирала первыми родами, затем еще каждый седьмой родитель умирал от туберкулеза после третьих-четвертых родов, то примерно в каждой третьей семье росли сироты. Для выживания осиротевшие супруги снова женились. Вы не ослышались. Для выживания. Если муж зарабатывает промыслом, отсутствуя по нескольку месяцев дома, или ведет натуральное хозяйство, то его дети без хозяйки пропадут. Если жена теряет мужа-кормильца, она тем более пропадет. Поэтому женились очень быстро, довольные своей судьбой.
Как вели себя приемные родители в новых семьях? Как в сказке Морозко?
Чаще всего нет. Молодая жена могла быть чуть ли не ровесницей старшему ребенку, и ей могло попадать «на орехи» не меньше, чем родным детям. На приемных лежало очень много обязанностей, как моральных по замене родителей детям, так и физических, по обеспечению быта. И приемные, и родные выживали в одной связке, обязанности в крестьянской семье были строго распределены, семья в страду работала, как одна команда. Тычки и оплеухи за насилие никто не считал, а в остальном все были довольны.
Сегодня институт приемных родителей так же обширен, как и был раньше, но он несколько изменился. Женская смертность сократилась практически до нуля, и если дети и оказываются без родителей, то скорее всего, потому что произошел развод, а не по причине смерти.
Я веду к тому, что чаще всего в неполной семье, где есть мама и дети, но нет родного папы, появляется приемный папа, то есть отчим.
У отчимов отношения с детьми бывают самые разные. Например, отстраненные. Не его же дети, что переживать-то? Жена как-то справляется, да и ладно. А если у жены сил не хватает где-то «дожать», и дети отбиваются от рук, то, смотри пункт первый: генетика не моя, я сделать ничего не в силах.
Бывают отчимы и очень даже включенные в семейный процесс, неравнодушные, «теплые» в эмоциональном плане и ответственные в общечеловеческом смысле.
Я вас сейчас огорошу, но я обязана это сделать, потому что если не я, то никто вам так и не расскажет. Как бы не относился отчим к своим обязанностям, с прохладцей или ответственно, он все равно является отцом и все равно влияет на ребенка.
Он является отцом, потому что ребенок усваивает его духовное наследство. Между прочим, разбросать по этой земле свое семя любой может. Но духовно оплодотворить потомство – вот действительно трудная и достойная задача.
И отчим духовно оплодотворяет всегда. Именно его алгоритмы реагирования нас стресс, поведенческие привычки, ценности и приоритеты усваивает ребенок. В первом случае, усваивает более пассивно, во втором случае более инициативно и активно, но усваивает всегда.
Здесь мы еще рассматривает семейную систему мама-отчим-дети с точки зрения приемного отцовства. А ведь есть еще детский взгляд на ситуацию, когда ребенок, настрадавшись без отца, встречает отчима с широко распахнутыми глазами, с открытым сердцем, с доверием, практически, как сказочного деда Мороза .
Вы скажите, что во многих семьях нет отцов, и сегодня это норма. Хорошо. Но даже если в детском саду у девяти детей из десяти нет отцов, а у десятого есть, то все девять все равно будут завидовать, что у кого-то есть то, чего они лишены. Он будут тосковать, искать причины и ждать разрешения ситуации .
Отец, он какой? Как это с отцом? Подарков больше? Радости больше? Если медведь нападет, то отец защитит? Мама будет счастливее? На море тогда поедем? На карусели пойдем? Каково это, когда есть отец?
Это поверхностный пласт ожиданий ребенка.
Есть еще и глубинный, когда маленькие дети часто воспринимают на себя роль отца, чувствуя ответственность за оставшуюся одну мать. Такого рода опыт непосильный, несвоевременный детской психике, что часто приводит к невротическим нарушениям: энурез, заикание, дефицит внимания, педагогические проблемы и т.д.
И встречая приемного отца не то что, как деда Мороза, а как Господа Бога, ребенок все свои детские ожидания, все доверие и любовь, на которые он только способен, отдает этому отцу.
Во взрослом возрасте все это может забываться приемными детьми, но маленький ребенок, в семью которого приходит отчим, чувствует именно так.
Проходит какое-то время, и вдруг между новоиспеченным, но кровно неродным отцом, и ребенком что-то происходит. Что-то для ребенка неожиданное по возрасту и развитию. Сексуальный интерес отчима к ребенку. Помимо того, что это безусловно травма для ребенка, это еще и жесточайший психологический кризис.
Рисуем генеалогическое древо. Где ребенок? На какой линии? А где его родители? Родные, приемные, неважно, но где они? На другой. При совершении и даже попытке сексуальной связи отчима и ребенка на этом древе отчетливо видно и вероломное предательство семейно-родственных связей системы и смешение линий древа, которые в норме не должны пересекаться.
Теперь поняли, почему инцест бывает не только кровосмесительный, но и генеалогичекий? И в обоих случаях – это беспощадная травма для ребенка и чудовищный личный родовой счет для отца.
Вот почему многие женщины опасаются заводить повторные браки, подозревая непредвиденные последствия. И это не только потому, что однажды В.Набоков изложил историю Лолиты и сделал хронику ее сексуального растления достоянием людей всего мира. Это еще и жизненный опыт, попытка защитить своих детей, свое древо, свою чистоту.
Хотя хороших отцов, и даже хороших отчимов много, что вполне обнадеживает.
Но как эксперт, чувствующий огромную ответственность поделиться собственным опытом и знаниями, я не могу утаить от вас и теневые стороны человеческого общежития, где случаются инцесты.
Как и любое эссе, любую книгу принято заканчивать некоторым выводом. Почему я написала все это?
Эта глава – великое предупреждение всем людям, что тьма – это заключенный в шоры концентрат мрака, который образуется при недостатке света.
Эта глава – напоминание о том, что тень – это отброс той стороны объектов, на которую не попадает солнце.
Эта глава – тяжелейшее для меня признание, почему я решилась на свой развод в браке, который я создавала уже будучи зрелой женщиной, вроде бы свободной от иллюзий и заблуждений, уверенной, что это уже отношения наверняка, с гарантией, те, которые устоятся до старости, до последнего вздоха.
Не бойтесь рисковать, но не бойтесь и круто менять свою жизнь, если вдруг вы обнаружили, что результат не соответствует вашим ожиданиям.
☎️ +7 (985) 220-25-31 (Запись на прием)
💌 ya@doctormakarova.ru